27.07.2010

Технология создания электронных курсов (тезисы доклада)

Электронный курс - это средство обучения, использующее информационные и мультимедийные технологии для подачи учебного материала. Он представляет собой обособленную среду, куда должен погрузиться студент и приобрести необходимые знания и умения.
Один и тот же материал каждый преподаватель в традиционном обучении может подать по-разному. В зависимости от методов подачи изучаемого материала, харизмы и квалификации преподавателя степень усвоения знаний, умений и навыков у студентов будет отличаться. Многое в обучении зависит и от того, сможет ли преподаватель заинтересовать студента в изучении теоретического материала, увлечь практическими задачами и лабораторными работами. В итоге от квалификации преподавателя и заинтересованности студента зависит успех или провал очного обучения.
Но как быть с обучением посредством электронных курсов? В дистанционном обучении недоступен непосредственный контакт с преподавателем, нет возможности полного контроля действий обучаемого. Остаётся так же вопрос - как заинтересовать студента в обучении, а не просто в пролистывании материала? Таким образом, в обучении посредством электронных курсов сложнее добиться цели - приобретении знаний и умений студентом на высоком уровне.



Сложнее, но можно. От того, каким способом будет подан материал курса (будет ли материал курса доступен для понятия обучаемому) и понравиться ли интерфейс курса зависит успех дистанционного обучения посредством электронных курсов. Качество курса как средства обучения зависит от технологии разработки курса. Электронный курс можно рассматривать с двух сторон: курс как средство обучения и курс как программный комплекс для СДО.
Рассмотрим основные моменты, которые нужно учитывать при разработке курса, если рассматривать курс как средство обучения. Студент при дистанционном обучении взаимодействует в основном только с самим курсом, в отличие от традиционного (преподаватель, аудитория, класс), поэтому необходимо рассмотреть следующие основные аксиомы при написании материала курса:
  • Необходимо использование всех мультимедийных возможностей подачи материала курса. В курсе для достижения лучшего эффекта подачи материала необходимо сочетать текстовую информацию, аудиосопровождение, видео, анимированные рисунки, интерактивные диаграммы и т.п.
  • Для разных категорий слушателей будут предпочтительны разные способы подачи информации. Например: для детей и подростков лучше использовать игровые методы подачи информации, для инженеров в большей степени нужна конкретная информация, цифры и графики.
  • Необходимо приводить примеры для пояснения теоретических аспектов. Не каждый слушатель обладает достаточным воображением, чтобы ассоциировать теоретические выкладки на практику, тем более теория, пояснённая на конкретном примере, лучше запоминается.
  • Выделять информацию различной степени важности. Необходимо выделять такие блоки информации, как "важно", "на практике", "комментарий, пояснение", "дополнительно". Это позволит структурировать информацию не только на слайде, но и в голове обучаемого.
  • Необходимо сделать полноценную среду обучения по данной предметной области. Для определений, терминов, которые встречаются в курсе предусмотреть глоссарий, для дополнительной информации предусмотреть ссылки "узнать больше".
  • Отдельный важный аспект - тестирование. В тестировании необходимо предусмотреть сочетание различных типов вопросов с различной степенью сложности. Необходимо уйти от принципа "сдано/не сдано" к степени владения материалом.
  • Для закрепления навыков и умений необходимы практические задания, в которых слушатель может проверить полученные знания. Практику можно организовывать по разному, начиная от письменных заданий на проверку тьютором и заканчивая ролевыми играми, симуляторами среды и виртуальными лабораториями.
Мы рассмотрели лишь самые основные моменты, которые нужно проработать, чтобы курс стал качественным средством обучения.
Рассмотрим основные аспекты создания курса как программного комплекса для СДО. Так как электронный курс изучается на мониторе компьютера посредством браузера, то необходимо учитывать:
  • Шрифт текста и его начертание. Чтение печатного текста и текста на экране монитора кардинально отличается. Необходимо учитывать, что глаз человека устаёт от чтения с экрана монитора и, таким образом, необходимо подавать материал коротко, чётко и ясно.
  • Фон курса и контрастность по отношению к тексту. Если текст не контрастен по отношению к фону, читать становится не просто сложно, но и неприятно. Следует так же помнить, что наиболее оптимальным для длительного изучения курса является простой белый фон.
  • Цветовая гамма курса не должна раздражать, не должна быть агрессивной и резкой для глаз. Следует использовать светлые приятные тона.
  • Удобство и понятность навигационных и управляющих кнопок. В курсе следует применять интуитивно понятные кнопки. Должна быть обеспечена простота и однозначная понятность навигационных кнопок, чтобы у обучаемого не возникло сложности с изучением курса.
  • Единообразие разметки слайдов позволяет обучаемому сразу ориентироваться в материале слайдов и обеспечивает быстрый доступ к необходимой информации.
В целом, курс должен соответствовать основным принципам построения интернет-сайтов и должен обладать простым пользовательским интерфейсом.
Для быстрой разработки качественного курса предлагается использование шаблонов курса (слайдов, блоков текста и т.п.) и осуществление поэтапного процессного подхода к разработке.
Использование шаблонов позволяет сократить время разработки курса и применить типовые методы подачи материала курса. Предметные области разных курсов могут отличаться очень значительно, но можно применить общие методы подачи информации, формализовать приёмы представления информации на слайдах курсов. Для курсов целесообразно разработать:
  • Шаблоны интерфейса курса (фон, цветовая гамма, навигационные и управляющие кнопки)
  • Начертание и тип шрифта для основного текста и блоков текста (блоки: важно, к примеру, на практике, комментарий и т.п.)
  • Типовая справка по курсу, внешний вид глоссария
  • Стандартные слайды "информация о курсе" и приветствия на курсе
  • Типовые слайды различных вопросов
  • Сценарии и алгоритмы анимационных элементов и элементов "попапа"
Применение процессного подхода сводится к выделению отдельных этапов при разработке курса. Для каждого из этапов необходимы нормативные и регламентирующие документы, описывающие роли разработчиков и требования к этапу разработки. Целесообразно выделять следующие этапы:
  • Разработка программы курса и технического задания на курс.
  • Разработка проекта (сценария) курса с описанием материала курса и способов его представления
  • Разработка электронной версии курса
  • Написание сопроводительной документации к курсу
  • Тестирование (тестирование и проверка требований после на каждом из этапов и финальное тестирование) и оценка качества курса
Для разработки курсов необходим следующий минимальный перечень нормативных документов:
  • Требования и методы по переработке исходного материала автора в вид проекта курса (или, как ещё называют, сценарий курса).
  • Требования к оформлению электронной версии курса
  • Требования и приёмы построения системы тестирования
  • Методы тестирования и оценка качества электронного курса
Так же, основной смысл поэтапного процесса разработки состоит в том, что на каждом из этапов создания курса работу ведёт специалист с конкретной ролью и навыками. Так, при разработке проекта курса необходимо участие автора материала и методиста (иногда его называют педагогический дизайнер) - автор прекрасно знает предметную область материала, а методист прекрасно понимает, как можно представить материал на слайдах и какой способ подачи материала (текст, рисунок, видео и т.п.) будет наиболее предпочтителен для фрагментов материала. При разработке электронной версии над курсом должны работать дизайнеры, верстальщики и редакторы. Качественное тестирование возможно только тестировщиками, которые не задействованы в создании курса. Используя фокус группы, методики тестирования и различные подходы можно избежать ошибок в курсе и сделать его качественном образовательным продуктом.

В статье выделены, на мой взгляд, только самые основные и важные моменты создания курса, без углубления в "дебри" каждого из пунктов описан процесс создания качественного современного обучающего курса.